Школа самозащиты, основоположником которой был знаменитый киноактер
Брюс Ли (1940-1973), американец китайского происхождения.
Преемником Ли стал Дэн Иносанто, американец филиппинского
происхождения (родился в
1937 г.). Центром практического развития ДКД
является "Академия боевых искусств" Д. Иносанто в небольшом городке
Марина дель Рей(штат Калифорния).
ДКД - это не набор конкретных приемов, а
метод. Идти по пути Брюса Ли, значит самостоятельно двигаться
в каком-то направлении, которое невозможно точно определить в
исходной
точке. Оно складывается постепенно, по мере поисков и развития.
А поскольку все люди разные,
постольку они идут разными путями.
Брюс Ли часто говорил: "нельзя использовать
способ как способ". Смысл этих слов в том, что
даже самую эффективную технику нельзя использовать всегда и везде. Нет идеальных систем и
нет, следовательно, такой техники, которая бы
годилась на все случаи. Тем более нельзя слепо
копировать то, что отлично работает у других, но
не проверено лично. Способ - это общий подход
к решению задач, но не какой-то неизменный алгоритм их решения. Это не конкретное знание, а
метод добывания знания.
Другой принцип звучит так: "не использовать
предел как предел". Эти слова - призыв к простоте, к устранению
всего лишнего и неэффективного. Брюс говорил, что в "настоящем
мастерстве
нет ничего специфического. Там есть только умение добиваться
максимальных результатов минимальными средствами. В
сложности и в украшениях нуждается то, что само по себе
неполноценно".
Простота и эффективность, как в изучении, так и в
применении - вот его критерии для анализа любой техники.
Брюс Ли считал, что работа ног в поединке
должна быть близка к той, что используют боксеры. Но только
по своему смыслу, а не копированием их пританцовывания на носках.
Противнику
должно казаться, что вы стоите неподвижно, равномерно распределив
вес тела на обе ноги. На
самом же деле вес надо ежесекундно чуть-чуть
перемещать с одной ноги на другую, но без внешне заметного движения.
Смысл подобных микродвижений заключается в высочайшей степени
готовности к мгновенным выпадам, уходам в
сторону, отходам, хотя кажется, что вы стоите
спокойно и расслабленно.
Это же относится и к рукам. Только что они
напоминали гибкие, мягкие, чувствительные "щупальца" и вдруг,
как молнии, ударили двумя
стальными молотами. И снова стали мягкими и
расслабленными. Существуют и формальные признаки, позволяющие
отличать последователей
'ДКД от остальных практиков. Так, обстановка в
'зале гораздо свободнее, чем в традиционном
додзё. В частности, можно разговаривать между
собой, можно задавать вопросы инструктору
тогда, когда они возникают, а не в конце занятий
или после их окончания. Ритуал не акцентируется, характерных для
японского каратэ многочисленных поклонов просто нет. Униформа и
цветные пояса не используются. Ученики обычно
носят ту одежду, которая для них наиболее удобна. Чаще всего
это майка с короткими рукавами,
широкие брюки из легкой ткани, туфли кунфу
либо кроссовки.
ДКД отвергает низкие, напряженные стойки
каратэ типа "киба-дачи" или "дзэнкупу-дачи", а
также замысловатые стойки ушу вроде позиций
дракона, змеи и журавля. Основной является естественная стойка
человека, изготовившегося к
драке, очень похожая на стойку боксера. Она хороша своей
мобильностью и удобством как для
защиты, так и для атак.
Отвергаются также классические жесткие
блоки, вместо них предпочтение отдается так называемым "стопорящим"
ударам по атакующим
конечностям, либо мягким движениям, изменяющим траекторию атаки
и нередко переходящим в
захваты. Не признаются размашистые и "петлевые" движения руками
и ногами. Считается, что
руки и ноги должны поражать цель кратчайшим
путем, т.е. в большинстве случаев по прямой
линии. В удары руками и ногами не обязательно
вкладывать силу всего тела за счет скручивания
корпуса и работы бедер. Брюс утверждал, что
удар кулаком должен разить наповал даже в том
случае, если он начался всего в десяти сантиметрах от цели.
Вертикальный кулак явно предпочитается горизонтальному.
Ударам всегда отдается
первенство по сравнению с захватами, болевыми
приемами на суставы, удушениями и бросками,
хотя подобная техника тоже используется в подходящих случаях.
К практике формальных упражнений Брюс относился отрицательно.
Он всегда говорил, что
если готовить себя к реальной схватке в городских джунглях, то
нужен спарринг, спарринг и
еще раз спарринг. Не признавал он и "боя с
тенью". Зато отводил важную роль тренировке на
тяжелых мешках, боксерских лапах, подвесных
макиварах, традиционных и современных манекенах. Считал
особенно важным освоение техники
"взрывных" ударов руками и ногами из любого
положения и в любом уровне - верхнем, среднем
и нижнем, а также техники "липких рук".
ДКД требует ежедневных тренировок. Оптимальный вариант выглядит
следующим образом:
3 дня в неделю - занятия в составе группы, а еще 3
дня - самостоятельная тренировка на снарядах.
Кроме того, необходима ежедневная дополнительная практика
по утрам, под которой понимается
общефизическая подготовка - бег, растяжки, силовые упражнения
и т.д. На тренировках в составе группы используются, в основном,
такие виды
работы, как спарринг, техника "липких рук", отработка захватов
с бросками или болевыми приемами, тренировка на боксерских лапах.