В мире китайского ушу стиль юнчуньцюань (wing chun kuen) всегда
стоял несколько особняком. Каким образом удалось создать систему рукопашного боя
с крайне малым количеством технических форм, но необычайно богатым внутренним
содержанием, позволяющим эффективно противостоять практически любому сопернику?
К сожалению, большинство как западных, так и китайских авторов повторяют одни
и те же легенды, абсолютно не затрудняя себя каким-либо логическим анализом и
зачастую сводя воедино абсолютно противоречащие друг другу факты. Откуда же
возник этот стиль? Кто был его исторический создатель? Почему ни одно из других
направлений китайских боевых искусств, даже более древних, не имеет такую
запутанную и противоречивую историю?
Было известно, что корни юнчуньцюань лежат в провинциях Фуцзянь и Гуандун,
однако какая из школ легла в основу юнчуньцюань, оставалось все же неясным.
Несомненно, что южношаолиньское ушу такой основой быть никак не могло, однако
что касается перемещений и стоек, то такой базой мог послужить широко
распространенный в Фуцзяни стиль "белого журавля" (байхэцюань), в частности
самая первая школа этого стиля - юнчунь байхэцюань.
Практически одинаковые легенды о возникновении школ юнчуньцюань и байхэцюань,
большое количество мелких фактов, указывающих на их единство, а главное,
идентичность технической базы (см. ниже) современного юнчуньцюань и юнчунь
байхэцюань, позволяют утверждать, что в основе знаменитого по всему миру
юнчуня Е Вэня (Ip Man) и Брюса Ли лежит фуцзяньский стиль "белого журавля"
уезда Юнчунь.
Ранняя история Вин Чун существует больше в виде сказок, чем фактов.
На протяжении столетий возникла масса устных рассказов, каждый из которых
по-своему драматичен и интересен. Во множествах легенд, многие имена так
или иначе соотносились с основанием этого боевого искусства. Эти персонажи
и их связь с происхождением Вин Чун, основано ли это на реальных событиях или
соткано из ткани древних легенд, стали важной частью богатого прошлого стиля.
Во многом благодаря своему участию в анти-манчжурском движении, к которому
примкнуло множество мастеров боевых искусств того времени, им приходилось
скрываться под псевдонимами, сценическими именами и, в некоторых случаях,
связывать свои умения с легендарными персонажами или реальными людьми, не
имевшим к этому на самом деле никакого отношения. В действительности, в
древнем Китае нередко случалось так, что мастер, создав новое направление
боевых искусств, связывал его либо с фигурами именитых мастеров прошлого,
либо некими мифическими основателями лишь затем, чтобы придать ему больший вес.
Китайцы всегда предпочитали "древнее и традиционное" "новому и улучшенному".
Однако, вернемся к истории. В 40-х годах семнадцатого столетия манчжуры
захватили Китай и свергли правящую ханьскую династию Минь и основали собственную
династию Цинь. Монастырь Шаолиньсы стал прибежищем для сторонников Минь и
революционное движение стремительно развивалось как в самом монастыре, так
и вокруг него. В некоторых случаях, сами монахи принимали в нем непосредственное
участие, в других, революционеры выдавали себя за монахов. Именно в этот
период, развитие боевых искусств сконцентрировалось на разработку техник,
которые можно было изучить за относительно недолгий срок и при этом эффективно
противостоять классическим стилям, известным манчжурам. Согласно устным
преданиям, именно уничтожение манчжурами Шаолиньского монастыря привело к
широкому распространению Вин Чун на территории Южного Китая.
Существует масса историй, связанных с происхождением самого названия стиля
Вин Чун. Некоторые считают, что оно связано с легендарным Вин Чун Тонг
(Зал Вечной Весны) монастыря Шаолинь, где изучались боевые искусства. Другие
говорят, что стиль практиковался в округе Юнчунь (Вин Чун на кантонском
диалекте, или Вечная Весна) провинции Фуцзянь и поэтому был назван Юнчуньцюань
(кулачное искусство округа Юнчунь). Самая же популярная и широко
распространенная версия рассказывает о молодой девушке по имени Иим Вин Чун.
Согласно ей, после разрушения манчжурскими войсками Южного Шаолиня, "пятерым
старейшинам" - носителям разных стилей и монахине по имени Нг Муи удалось
ускользнуть. Нг Муи отправилась на юго-запад Китая в Храм Белого Журавля.
Как-то на пути она увидела, как змея пыталась атаковать журавля, но ни одна из
ее попыток не увенчалась успехом. Этот случай заставил Нг Муи задуматься и
начать разрабатывать новую манеру ведения боя на основе уже известных ей
шаолиньских стилей.
Так как эта новая система должна была предназначаться для сторонников Минь,
Нг Муи нужно было искать надежных учеников для секретного обучения. Им Вин Чун,
молодая красивая девушка из близлежащей деревни стала таким учеником.
Жизнь ее, однако, омрачалась тем, что некий тип пытался заставить ее выйти за
него замуж. В конце концов, Иим Вин Чун вызвала его на бой и, используя технику,
полученную от Нг Муи, победила и, таким образом, спасла себя от ненужных
притязаний. Позднее она вышла замуж за любимого ею человека по имени Ленг
Бок Чао, торговца солью, которому она и передала свое искусство. Муж назвал
этот стиль Вин Чун Куэн (Юнчуньцюань) в ее честь. От Ленг Бок Чао техника
перешла к участникам Оперы Красной Джонки и они передали ее дальше своим
друзьям.
Существовали ли эти люди на самом деле или являются плодом народной фантазии
до сих пор точно неизвестно. Тем не менее, они стали настолько популярными
персонажами, как в народных преданиях, так и в современной литературе, что
отрицание их существования может вызвать даже гнев в определенных кругах
любителей боевых искусств. Однако, если рассматривать эти легенды объективно,
то становится ясно, что возникновение новой сложной боевой системы вряд ли могло
стать результатом пятиминутного наблюдения за схваткой двух животных, но
скорее плодом многолетней тщательной шлифовки и сочетания разных систем,
возможно, на протяжении нескольких поколений. Согласитесь, достаточно наивно
было бы полагать, что даже весьма одаренный мастер боевых искусств смог создать
принципиально новые техники всего лишь на основе случайных наблюдений и уж тем
более обучить им другого человека всего за несколько месяцев. И, хоть эти
истории романтичны и призваны вдохновлять учеников, крайне важно четко разделять
легенды и исторические факты.
Своей же поистине мировой известности Вин Чун обязан звезде боевых искусств
60-х годов прошлого века Брюсу Ли. Когда он появился на американских теле и
киноэкранах, то сразу же завоевал сердца множества людей. И со славой Брюса Ли
широкая аудитория узнала о гонконгском Вин Чун и учителе самого Брюса Ип Мэне.
Таким образом, Вин Чун стал одним из наиболее известных и популярных стилей
китайских боевых искусств, известных Западу. Тем не менее, это и привело ко
многим искажениям и неверному понимаю происхождения самого стиля. Из-за
нехватки аутентичной информации, многие восприняли Ип Мэна как единственного
носителя этой системы, а также считали (а некоторые полагают и до сих пор) то,
что его направление Вин Чун было единственным существующим вариантом стиля.
На самом же деле, существует несколько различных четких направлений внутри
самого Вин Чун. К сожалению, на протяжении многих лет большинство этих
направлений оставались неизвестны широкой аудитории. Но еще в начале прошлого
столетия Вин Чун покинул пределы самого Китая, распространившись по
Юго-Восточной Азии, и в наши дни практикуется множество уникальных вариантов
этого искусства в Сингапуре, Малайзии, Вьетнаме и прилегающих территориях.
История распространения Винь Чун Кунг Фу во Вьетнаме.
В 1877 году в Куан Дон родился человек по имени Нгуэн Тэ Конг, которому
суждено было стать родоначальником Винь Чун Кунг Фу Вьетнама. Юноша начал свой
путь у „короля" Лыонг Тан вместе с его сыновьями Лыонг Суан и Лыонг Бик и другими учениками. За долгие годы обучения Нгуэн Тэ Конг достиг высочайшего уровня мастерства в боевых искусствах, но, несмотря на это, ни на день не прекращал тренировок. Учитель полюбил его, как сына, и, когда Нгуэну пришло время уехать, позволил ему обучать желающих технике единоборств.
После прощания с Учителем Льюнг Таном, Нгуэн Тэ Конг отправился работать в южную часть Китая и вскоре нашел там своих первых учеников. В их числе был также Ип Мэн, который перед этим уже обучался у Чан Хоа Туана и Лыонг Бика. Мы обязаны упомянуть имя мастера Ип Мэна, потому что через несколько лет после встречи с Нгуэн Тэ Конгом он стал патриархом Винь Чун Кунг Фу в Гонгконге, а потом - учителем всемирно известного Брюса Ли.
В 1936 году мастер Тэ Конг покинул родину и приехал на торговой яхте в Хайфон. В этом же году он отбыл в Ханой. Там он обрел новых учеников, уже вьетнамцев.
В 1955 году он уехал в Сайгон, поселился в районе „Большого рынка" и продолжал обучать боевым искусствам как вьетнамских, так и китайских учеников. Они любили и почитали своего Учителя и всегда оказывали ему помощь в трудные минуты его жизни. Мастер Тэ Конг уже считал Вьетнам своей второй родиной и от всей души старался передать свои знания по Винь Чун Кунг Фу новым ученикам.
В 1960 году он скончался на 84 году жизни, оставив в наследие Вьетнаму огромные знания по Винь Чун. Его последователи развивали и распространяли эти знания, бережно передавая их из поколения в поколение.
Мастер Нгуэн Тэ Конг был назван своими учениками родоначальником Винь Чун Кунг Фу во Вьетнаме. Он передал все свои знания Учителю Хо Хай Лонгу (Парящий над морем Дракон), который стал Патриархом второго поколения Вин Чун Кунг Фу во Вьетнаме, который, в свою очередь, передал свой титул Учителю Хвинь Нгок Ану, который в настоящий момент является Патриархом третьего поколения Вин Чун Кунг Фу.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
КЛУБЫ
С.-Петербург
Клуб «Петербург Вин Чунь Кунг Фу»
Коломяжский пр., 13/2-3
(812) 378-14-32 (пн, ср, пт с 9-16)
(812) 342-29-77 (10-12)
наб. реки Мойки (главный центр)
173-2812
Каваленгардская, дом 7 (школа)
("Чернышевская")
(вт, чт. 20:00, Владимир)