«Если противник быстр, надо быть еще быстрее. Если силен - надо быть сильнее»
Записано Робертом Чу со слов Хокинса Чунга.
Гонконгские годы Брюса Ли. Двое малолетних преступников, которых звали
Брюс Ли и Хокинс Чунг бродили по улицам Гонконга. Они ввязывались в
драки, веселились и улучшали свою технику боевых искусств.
Хокинс Чунг начал заниматься Вин Чунь у гранмастера Ип Мэна в 1953 году. Он учился в школе вместе с легендарным Брюсом Ли и по вечерам оба с увлечением практиковали Вин Чунь. Чтобы получить боевой опыт они участвовали в потассовках, а когда им не с кем было драться, они дрались друг с другом. Позже жизнь их разделила, Брюс поехал в США, а Хокинс поступил в колледж в Австралии. Но несмотря на это они продолжали звонить и писать друг-другу. В беседах и письмах Брюс подробно рассказывал о развитии своего боевого искусства. Хокинс - один из немногих людей, очень хорошо знавший путь, который прошел Ли от Вин Чунь да Джут Фана и до Джит Кун До. Эти двое снова воссоединились, когда Ли вернулся домой, чтобы снимать фильмы. Оба делились и обменивались боевым опытом и методами тренировок. Они поддерживали близкий контакт, вплоть до смерти Брюса в 1973 году. Хокинс так же хорошо владел другими видами боевых искусств. Неплохо владея направлением Ву, стиля Тай Цзи, он был более известен !
по направлениям Ян, Чен и Сан. Мастер Чен так же имеет четвертый Дан по каратэ-до. В 1978 году Чунг иммигрировал в США, чтобы развивать там Вин Чунь. Он так же является шеф-инструктором Азиатской Академии Боевых Искусств Хокинса в Лос Анджелесе. Информация о нем часто появлялась на страницах журнала "Кунг фу изнутри", он давал многочисленные показательные выступления, а так же участвовал в передачах на телевидении. Он никогда не распространялся о своей дружбе с Брюсом. Теперь, когда его друг умер, он увидел что многие последователи Брюса, придают Джит Кун До совсем иной смысл. В четырех статьях о Брюсе Ли и Джит Кун До Чунг показывает развитие Брюса от самого раннего периода в Гонконге до его последних дней, как звезды кино, рассказывает о создании Брюсом Джит Кун До и характеризует известные сегодня искусства.
Гонгконг 50х был гнетущим местом. После второй мировой войны Гонконг страдал от безработицы, слабой экономики, перенаселения, нехватки жилья, и люди старались обмануть друг друга. Собирались банды, и малолетние преступники буйствовали на улицах.
Я познакомился с Брюсом в средней школе, Евроазиатской Школе Фрэнсиса Хэвира, которую я посещал. Брюс был изгоем, и я, в свою очередь, тоже смеялся над ним, называл его "плохим мальчиком". Это было началом нашей дружбы. В то время, в 50х ситуация в Гонконге была такова: Британцы основали там колонию и часто относились к китайцам, как к собакам.
Тогда Брюс не был большой звездой, он был самым обычным парнем. Он начал изучать Вин Чунь чтобы выжить. Когда нам не с кем было подраться, мы дрались друг с другом. Мы спорили по поводу тренировок по Вин Чунь, по поводу нашего собственного опыта и знания. Каждый хотел быть лучше собаки. Мы преднамеренно прятали информацию, которую собирали. Каждый старался найти свой собственный источник. Мы часто прятали технику, показанную нам Ип Мэном, старшими учениками или друзьями из других стилей. Мы не заботились о красоте техники, только о ее эффективности. Каждый хотел узнать лучший способ выполнения работы.
Мы были хорошими буддистами. Мы не делились техникой открыто, но старались заглянуть друг к другу в карты. Когда мы изучали новый метод или технику, мы добавляли ее в свой репертуар. Брюс проверял новую "штучку" на мне, а я в следующий раз первым возвращал ему его технику. И каждый всегда пытался понять, откуда другой взял ту или иную информацию.
Чтобы проверить мастерство Брюса, я часто затевал с ним драку. Я хотел видеть, как Брюс дерется, насколько хорошо он это делает. С его стороны было то же самое. Если он побеждал, мы смеялись, но если он проигрывал, он очень расстраивался и начинал работать усерднее, в поисках лучшего способа побить своего противника.
Мы подшучивали над нашими противниками, чтобы разозлить, иногда пряча свою лучшую технику. Всю технику, которую кто-либо пробовал на нас, мы возвращали ему обратно.
Наш соревновательный дух проявлялся не только в боевых искусствах, но так же и в повседневной жизни. Всем известно, что Брюс хорошо танцевал Ча-ча-ча. В школе у меня были филлипинские друзья, которые тоже умели хорошо танцевать. Я научился у них нескольким движениям, чтобы показать Брюсу. Когда я повстречал его в следующий раз, он показал мне целый набор таких движений! Я спрашивал моего друга, учил ли он Брюса новым движениям, но он отрицал. Позже я выяснил, что Брюс пошел заниматься к учителю танцев моего филлипинского друга, чтобы выучить больше движений. Это был наш характер - постоянный поиск новых источников. После я пошел к тому же учителю танцев и пытался убедить его не учить больше Брюса. Вильям Чунг и Вонг Шун Леун были для Брюса основным источником информации по Вин Чунь. Они были старшими для нас, но мы не могли открыто показать наш уровень техники потому что боялись, что они не покажут нам большего. Если старший попадал в уличную драку и проигрывал, то мы могли !
увидеть его уровень. Если мы не могли решить проблему, то спрашивали обо всём старика Ип Мэна. Повзрослев, мы начали делиться информацией более открыто.
Я жил всего в паре кварталов от Брюса. Наши семьи были состоятельными и мы часто пользовались услугами наших личных водителей, чтобы добраться друг до друга. Мы вместе проводили выходные, вместе готовились к выпускным экзаменам в школе, играли в нашу любимую старую игру, подшучивая над ничего не подозревающими людьми. В этой игре один из нас играл плохого парня, другой был хорошим.
Однажды мы убедили двух наших одноклассников-европейцев подраться друг с другом. Они были гораздо младше нас и были хорошими друзьями. Брюс и я хотели выяснить кто из нас лучший инструктор. Каждый взял себе одного и тренировал его, чтобы он мог победить другого.
В школе у Брюса было прозвище "Горилла". Он получил его за мускулистое тело и большие руки. Большинство учащихся боялись его, и только я называл его "цыплячьей ножкой", он злился на меня и гонял по всему школьному двору. Мы были очень хорошими друзьями.
У нас в школе была хорошая футбольная команда, но мы с Брюсом не участвовали в командном спорте. Нас интересовало совсем другое. Однажды в школе было объявлено о проведении чемпионата школ по боксу, который проводила английская школа св. Георга. В нашей школе никогда не было боксёрской команды, но вдруг у кого-то возникла мысль, что мы с Брюсом сможем составить неплохую боксёрскую команду. Видимо мы производили впечатление самых отъявленных драчунов, и вот кто-то предложил нам поучаствовать в матче. В ночь матча я пробрался в раздевалку, чтобы увидеть прежнего чемпиона. Он был другом моего брата. Брюсу очень хотелось встретиться с ним. Я предупредил чемпиона, что ему предстоит встретиться с "Гориллой", экспертом в кунг-фу и посоветовал ему быть поосторожней. Признаться, он был слегка напуган. Он и раньше слышал о том, что мы вместе практиковали кунг-фу. А Брюса тем временем ели другие сомнения, он был обеспокоен тем, что никогда раньше не боксировал.
Но в начале боя Брюс атаковал противника изнутри техникой Тан Да. Чемпион был разбалансирован физически, Брюс продолжал использовать Тан Да с последующими прямыми ударами в лицо. Брюс выиграл чемпионат.
Следующий бой был моим. Но я был дисквалифицирован за использование техники Пак Да, которую судьи сочли нарушением правил.
Мы окончили школу в 1958. Брюс сказал, что уезжает в США, так как этого хочет его отец. А я решил поступать в колледж в Австралии. Я спросил, кем он хочет стать, а он ответил, что хочет быть стоматологом. Я был несколько удивлён таким решением. "Твои пациенты потеряют все свои зубы", - говорил я.
Отец Брюса должен был поддерживать его в США и оплачивать все его расходы. Но Брюс хотел быть независимым. Чтобы зарабатывать деньги на стороне он решил обучать людей Вин Чунь. Но мы выучили ещё только 2 - ю форму Чом Кью и всего 40 движений на деревянном манекене. Мне казалось, что этого недостаточно, для преподавания.
У нас был друг, которого мы называли дядя Шуй Хон Санг. Он изучал северные стили кунг-фу.
Брюс хотел выучить наиболее зрелищные из них, для показа. Нам было велено приходить на занятия в 7 часов. Мы начали изучать Лам Эд (базовое направление северного стиля кунг-фу). Но у меня сложились не очень хорошие отношения с собакой мастера Шина, - я ненавидел её, а она меня. Она лаяла на меня всякий раз, когда я приходил. В конце концов, громкий лай собаки и ранние утра заставили меня оставить это дело.
Брюс занимался на два месяца больше меня и выучил Гун Лик Куен (1-я форма для тренировки силы), Бун Во Куен (базовая форма богомола), Джит Куен (опережающий кулак), все формы северного стиля.
Прежде, чем гонконгский житель мог уехать в другую страну, он должен был пойти в полицейский участок, чтобы получить специальный сертификат, свидетельствующий о том, что его биография не изобилует сюжетами из бандитского прошлого. Когда Брюс пришел за сертификатом, оказалось, что наши имена были в чёрном списке известных малолетних преступников. Он позвонил мне и сказал: "Хокинс, у нас большие неприятности, наши имена есть в известном гангстерском списке. Я собираюсь пойти в полицию, чтобы очистить своё имя. Пока я буду там, я сделаю и твоё имя чистым". Я был ему очень благодарен. Но через несколько дней в мой дом пришёл следователь и стал распрашивать меня о принадлежности к какой-либо банде. К такому, мягко скажем, неожиданному результату привели попытки Брюса помочь мне.
Моему отцу пришлось заплатить этому следователю, чтобы моё имя вычеркнули из этого списка. В противном случае я не смог бы поступить в колледж в Австралии. Я ненавидел Брюса за то, что случилось. Когда он уезжал, я провожал его до порта. После многих лет, в течение которых мы были как братья, мы в первый раз расставались. Это случилось за много лет до того, как наши пути пересеклись вновь.
Брюс Ли вернулся в Гон- Конг, чтобы продолжить изучать искусство Вин Чунь у своего учителя, великого Ип Мэна. Затем он снова уехал в США, но уже с новым искусством - Джит Кун До.
После отъезда Брюса из Гон Конга, я поступил в колледж в Австралии. Но, не смотря ни на что, мы продолжали переписываться друг с другом. Брюс писал, что он работает в ресторане Руби Чоу в Сиэтле, а в свободное время преподает нескольким ученикам Вин Чунь наряду с высокими ударами ногами из северного стиля Кунг-фу дяди Шуи. В письмах он часто говорил, что очень любит Вин Чунь и желает вернуться в Гон Конг, чтобы улучшить свои знания в этой системе.
Он убеждал меня не сдаваться и продолжать тренироваться. Правда, тогда у меня не было времени «забросить» Вин Чунь. Дело в том, что я прибыл в Сидней, в Австралию, в конце 50-х. Через 14 лет после Второй Мировой войны, Австралия сильно пострадала от японской оккупации. Мне часто приходилось драться, потому что люди испытывали сильную неприязнь к японцам, а китайцы и японцы были для них на одно лицо. Я дрался с людьми, вдвое больше себя, чтобы выжить. В колледже так же училось много юго-восточных азиатов, и иногда расовое напряжение и культурные различия давали повод для насилия. Драки начинались без предупреждения. У меня были неприятности с несколькими тайскими боксерами, они называли себя «призовыми бойцами», т.к дрались за призы. Я сражался за свою жизнь. С Тайцами было сложно биться, казалось , что у них по четыре руки. Я написал Брюсу о приобретенным мною боевом опыте, о том, что я узнал, как применять Вин Чунь против боевых искусств разных культур. Брюс ответил, что ес!
ли у меня возникнут проблемы в Австралии, чтобы я перебирался в США. Он говорил, что позаботится там обо мне.
Я вернулся в Гон-Конг в 1964. Однажды, только я собрался вырулить с парковочного места на улице, как вдруг, с левой стороны от машины я увидел человека. Я не видел его лица, но подумал, что он явно нарывается на неприятности. Распахнув дверь автомобиля, я вылез готовый к драке. Внезапно я узнал Брюса. Моей радости не было предела, и только я собрался сказать «привет», он притормозил меня: «Хокинс, стой, где стоишь. Я тебе сейчас кое-что покажу». Он отошел на пару шагов назад и стремительно атаковал. Я был удивлен быстротой его движений.
Вторым сюрпризом было то, что характер Брюса ничуть не изменился. Он по-прежнему хотел быть выше собаки, и все по-прежнему хотел выпендриться. Если ты ему нравился, то он делился с тобой всем, что было у него на душе. Если нет, то в таком случае было очень сложно иметь с ним дело. У него была редкая способность уводить внимание собеседника в сторону. Иногда было невозможно понять, о чем он думает. Но когда Брюс становился очень хорошим, славным парнем, это вызывало некоторые подозрения, либо он хотел чего-то от тебя, либо подумывал, как взять над тобой верх. Его характер привлекал людей, но с другой стороны было не сложно подшутить над ним.
Я интересовался у Брюса, как он смог научиться такому быстрому входу. Он сказал: « Слушай, Хокинс, в Соединенных Штатах у меня не было хороших партнеров для отработки техники Вин Чунь. Ты можешь сказать, что я знаю Вин Чунь лучше, чем некоторые здешние, так называемые мастера. Но в реальности я не мог продвинуться дальше в технике. Зато у меня было много поединков. Мои противники были быстры, но я должен был быть быстрее их. Они сильны, значит, я должен быть сильнее…Не было другого пути, потому что в США я был парнем «кунг фу». Но поскольку мое знание Вин Чунь ограничено, и моя структура не может устоять против больших противников, я следовал принципу: предела, как такового не существует».
Первый раз я слышал от Брюса нечто подобное. Этот то о чем говорят китайцы фразой «Bik fu tiu cheng», что в переводе означает- прижатый к стене тигр прыгает через стену.
Я понял, что Брюс почувствовал разочарование в тренировках по боевым искусствам. Но, несмотря на то, что он стал все больше склоняться к западному типу, он гордился тем, что он китаец и не хотел смешивать китайское гун-фу с боевыми искусствами других национальностей.
Он продолжал: « Я очень много тренировался, чтобы побить своих противников. Поэтому я и вернулся продолжить обучение стилю Вин Чунь. Я надеюсь изучить у старика ( Ип Мэна ) технику работы на деревянном манекене. Может быть, Сифу оставит мне свой 8-милиметровый фильм, который я смогу показать своим ученикам в США».
Брюс так же поделился со мной тем, что, возможно, началась его актерская карьера. «Кстати, - заметил он - я только что заключил контракт с кинокомпанией 20 Век Фокс о создании фильма «Чарли Чан» (позже он послужил началом для сериала «Зеленый шершень»). А сейчас я собираюсь пойти к старику». Я знал, когда Брюс хочет, чего-то добиться, лучше ему не мешать, поэтому я ушел.
Несколько дней спустя, Брюс устроил показательные выступления в одном из популярных ток-шоу на телевидении. Он даже не упоминал о Вин Чунь, называя свое искусство просто: «Гун-фу». Я понял, что между ним и Ип Мэном что-то произошло. Мне был известен характер Брюса: если ему что-то было очень-очень нужно, либо он в чем-то хотел достичь совершенства, никто не мог его остановить, а если пытались, то Брюс лез из кожи вон, но чтобы задуманное было выполнено. Затем он возвращался, показывал то, чего достиг, стараясь этим привести вас в замешательство.
Я узнал, что старик отказал Брюсу в просьбе записать для него фильм о работе на деревянной кукле. Старик был верен китайским традициям, а Брюс, наоборот, стал мыслить более по-западному. Он хотел все изучить «за одну ночь», но старик настаивал, что он должен тренироваться, чтобы получить то, о чем просил.
Позже, мне стало известно, что Брюс создал свою собственную методику и назвал ее Джит Кун До.
В 1966 году, мой друг и я стали свидетелями прихода японского каратэ в Гон Конг. Я почувствовал некоторые перемены в себе во время спаррингов с инструкторами каратэ. Их атаки были стремительны и эмоционально наполнены. Они нападали так же быстро, как и исчезали. Они наносили удары с такой скоростью, что когда я прибегал к блоку Пак Сао, они успевали вернуть руку, и у меня не было возможности создать контакт. Когда я пытался войти изнутри, они использовали прямой удар ногой. Зато моя защита была им не по зубам. Они не могли меня достать. Правда, когда наступал момент атаки, то тут у меня не было возможности получить очки. Я был очень расстроен этим типом спортивного боя. Это отличалось от реального поединка, т.е. подчеркивало искусство, а не только мужество и выносливость.
Я вспомнил, что говорил мне Брюс: «Если противник быстр, надо быть еще
быстрее. Если силен - надо быть сильнее». Затем я подумал, что инструктора каратэ тренируются годами, чтобы развить скорость и силу. Поступи я так, как сказал Брюс, я бы потратил в два раза больше времени, чтобы победить их в игре по их правилам. Когда я применял прямой удар по Вин Чунь, я понимал, что невозможно достать моего противника, поскольку я использовал стойку «лошади», при которой вес тела находится на сзади стоящей ноге. Применяя переднюю стойку каратэ, я мог настигнуть своего противника, но он поворачивался, и я терял свою структуру Вин Чунь. Итак, передо мной возник сложный вопрос, что будет, если я попробую выбросить свое тело вперед, чтобы достать своего противника. Это, возможно, сработало бы против того, кто работает на один удар. Но я всегда задавался вопросом, а что случится, если я буду драться с человеком, знающим гун-фу, или просто с уличным бойцом, и они смогут выдержать мой лучший !
удар? Или, например, мой противник начал входить в тот момент, когда я надеялся провести свой лучший удар? Очевидно, я бы попал в большие неприятности.
Я хотел сохранить правильное положение тела, рук и ног по системе Вин Чунь. Я размышлял, как сдержать или остановить большого противника, без такой структуры. Структура была так же очень важна против людей, использующих в бою определенные комбинации. А еще я спрашивал себя, что же случится, если с возрастом моя скорость и сила будет уменьшаться? Это значило, что у меня не будет ничего в старости!
Я не мог поделиться своими мыслями со старшими друзьями по школе Вин Чунь. Им не нравился сам факт того, что я практиковал каратэ. Они не понимали, что занятия каратэ дали мне отличную возможность отточить свое мастерство против легального противника. Спарринги каратэ позволили мне получить легальный боевой опыт. ( В старые времена, китайские мастера проверяли свое искусство в нелегальных боях, которые назывались gong sao, что дословно означает “разговаривающие руки”) Со стороны казалось, что я применяю технику каратэ, инструктора не понимали, что я использовал Вин Чунь, чтобы побить своих противников. Позже, я нашел способ подстроить Вин Чунь к их способу драться. Брюс в нужный момент использовал очень быстрый выброс сильной руки, чтобы прервать удар своего противника. Я подумал, почему бы мне ни использовать быстрый выброс всего тела, с четкой структурой Вин Чунь так, чтобы одна рука останавливала противника, в то время, как другая в тот же момент его атаковала? Во время з!
анятий каратэ у меня был отличный шанс развить этот новый метод. Каждый год в Гон Конг из Японии приезжало много новых японских инструкторов. Я всегда был в числе первых, желающих подраться с ними. Я был известен в школе, как «китайский боксер».
Благодаря идеям Брюса, я научился сдерживать своих противников. Это вовсе не означает, что другие, практикующие Вин Чунь, должны делать то же самое. Я лишь развил свой способ защитить себя, сохраняя при этом свою принадлежность к Вин Чунь. Мне удалось сделать Вин Чунь живым и понять его принципы в бою.
Брюсовский путь опережения ( Джит Кун До ) - это один из принципов Вин Чунь. Этот способ ограничен. Брюс поставил опережение во главе своего метода из-за обстоятельств, о которых он мне рассказывал во время своего первого приезда в Гон Конг. Еще до своей смерти он рассказал мне, что «jeet kune» означает Пак Сао в Вин Чунь, или остановку удара противника до того, как он достигнет цели. Я спрашивал его, изобрел ли он новый стиль? Брюс жестко отвечал мне: «Нет! Это только впечатление в движении! Можно сказать, это мое впечатление от Пак Сао (прим. авт. Пак Сао - это одно из основных движений Вин Чунь, и в зависимости от обстоятельств оно может быть как оборонительным, так и наступательным). Я не предавал Сифу, я не предавал китайские боевые искусства. Я хотел показать другим применение принципа jeet kune. Я хотел доказать, что смогу остановить их быстрые атаки».
Мне был знаком нрав Брюса. Я знал, что он хотел доказать всем, кто занимается Вин Чунь во всем мире, что он выше собаки. Брюс всегда менял свой способ драться, чтобы доказать себе, что он лучший. Я никогда не читал его книг, а так же книг, которые писали о нем другие, но я видел его и в реальных боях, и в актерских. Я осознал, что его боевое искусство имеет две стороны, одна - реальная жизнь, другая - кино. Скорость и сила Брюса пугали его противников и доказывали принцип, который он называл Джит Кун До. То, что он демонстрировал на экране, говорило об его актерском таланте, показные движения, приводящие в восторг его поклонников. Но я не видел настоящего Джит Кун До в его фильмах.
Я считаю, что люди, которые знали Брюса лично, могли сказать, что его фильмы чисты и очень своевременны. Людей, которые не знали Брюса, так же привлекали его фильмы и философия.
Я живу в Америке уже 12 лет, и неоднократно видел его учеников и друзей. Они изменили многое в его методе, потому что они не знали сути, истинного значения Джит Кун До. Некоторые из них уже преподают Джит Кун До как стиль! Они говорят, что обучают Джит Кун До, и создают свой собственный стиль, называя его «Джит Кун До такого-то».
Насколько я помню, Брюс объяснял мне, что Джит Кун - это метод остановки или прерывания активности противника. То есть Джит Кун До - это метод «встречи» противника во время его атаки. Принцип прерывания атак используется во всех видах боевых искусств. Если ты не хочешь получить удар, лучше остановить, либо сблокировать атаку не убегая и не отпрыгивая. Каждый стиль или человек демонстрирует опережение по-своему. Брюс показывал это в своем собственном варианте, в соответствии с агрессивностью его характера и жаждой победы. Визитная карточка стиля Брюса - активность при входе. Только Брюс мог делать это.
Он изменил свой метод работы руками не для вас или для меня. Он стал экспертом в опережении. Брюс постоянно тренировался, чтобы доказать то, что он говорил о Джит Кун. Он рассчитывал похоронить имя «Джит Кун До» пока был жив. С тех пор, как он умер, ученики должны были бы поддерживать данное Брюсом обещание. Вопрос в том, смогут ли они доказать, что они могут «jeet kune» ему или публике?
Нам не важно, как ученики Брюса изменили его путь. Мы хотим увидеть кого-либо такого же или лучшего, чем Брюс Ли в действии, но не в другом стиле или методе. Если ваши результаты отличаются от результатов Брюса, значит вы не можете представлять Джит Кун До. Если же вы занимаетесь Джит Кун До, вы должны постараться стать экспертом в опережении атак. Не унижайте память Брюса, своим способом. Это не его создание. Так же, как при виде техники можно определить людей занимающихся Вин Чунь, так же тех кто следует пути Брюса должны узнавать по принципу. Это принцип опережения атаки.