1966: Брюс переезжает с семьей в Лос-Анджелес. Запускается новый проект—шоу «Зеленый шершень».
Основанный на с успехом принятой в Америке серии радиопередач,
запущенных в 30 годы, «Зеленый шершень» должен был показать подвиги Брита Рейда — журналиста,
публициста, редактора, который одевал по ночам зеленые одежды и превращался в борца с преступностью.
Выступивший в роли Като — телохранителя и ассистента Брита Рейда, Брюс в одну ночь оказался на звездном
небосклоне Америки. Получает тысячи писем от поклонников, но после одного сезона шоу закрывают. В этом
же году Брюс открывает третий институт «Jun Fan Kung-Fu Institute» в китайском квартале Лос-Анджелеса.
1967-1971: В течение этого времени Брюс снимался в различных эпизодических и второстепенных ролях в популярных телесериалах «Бэтмэн», «Айронсайд», «Блонди», «Лонгстрит», «Марлоу». В фильме «Аварийная команда» Брюс снимается с Чаком Норрисом. Правда, экран в то время еще не дозрел до их поединков. Одна из серий «Лонгстрита» называется «Путь преграждающего кулака», (то есть Джит Кун До), в которой Брюс исполняет второстепенную роль инструктора боевых искусств. Также Брюс дает частные уроки за $250 в час. К тому времени учениками Брюса были такие известные люди, как Стив Макквин, Джеймс Кобурн, Джеймс Гарнер, Роман Полянский, Карим Джаббар и сценарист Стирлинг Силлифант, который помогал Брюсу со сценариями.
Брюс знакомится с Джо Льюисом на 67-ом Национальном первенстве по карате. Джо Льюис и Чак Норрис позже становятся учениками Брюса Ли.
«Уорнер Бразерс» вдруг уловили, что воображение публики было захвачено кунг-фу, после чего они решили отснять на эту тему многосерийный телефильм. «Уорнер Бразерс» установили с Брюсом контакт, и он включился в работу над фильмом. Он дал им много интересных идей, которые в дальнейшем нашли свое отражение в фильме, получившем самые лестные отзывы от зрителей. Фильм назывался «Кунг-фу», но в данной роли снялся Дэвид Кэррэдайн, так как голливудские продюсеры решили, что Брюс выглядит слишком по-китайски, чтобы играть главную роль в западном телесериале. Особых прибылей сериал не принес, поскольку полноценно реализовать на экране сложный восточный характер Кэррэдайн не смог. Брюс, правда, потерял не меньше: мировой экран не увидел еще одного фильма с участием китайца, рвавшегося в кинозвезды. В целом Брюс очень страдал, когда получил категорический отказ от «Уорнер Бразерс» после того, как он предложил им свои услуги в качестве актера для экранизации серий.
1968: Брюс начинает формулировать философию Джит Кун До, или «Путь опережающего кулака». Вместо того, чтобы блокировать удар и затем ударять самому, Джит Кун До соединяет эти два движения в одно.
1969, апрель 19: Родилась дочь Брюса – Шеннон Ли
1970: Травма спины при тренировке (он повредил себе поясничный нерв). Доктор предупредил его о том, что такая травма означает необходимость лежать на спине и не вставать с постели, пока не исчезнет боль. Брюс оставался в постели три месяца. Но даже во время вынужденного бездействия его мозг оставался сверхактивным. Все эти месяцы он записывал свои мысли о боевых искусствах. После его смерти Линда издаст книгу «The Tao of Jeet Kune Do».
Брюс с сыном Брэндоном ненадолго возвращается в Гонконг навестить мать. Брюс был совершенно ошеломлен оказанным ему приемом. Он даже и не подозревал о том, насколько он популярен в Гонконге. Он не знал ничего и о том, что «Зеленый шершень» является самым популярным телешоу в Гонконге и Южной Азии, а он — любимым героем. Брюс становится суперзвездой.
1971: После отказа «Уорнер Бразерс» от фильма «Молчащая флейта», Брюс уезжает в Гонконг. После грандиозного успеха «Зеленого шершня» в Гонконге, продюсер Раймонд Чоу подписывает с Брюсом контракт на два фильма – «Большой Босс» и «Китайский связной». Первоначально Брюсу в фильме «Большой Босс» была отведена не главная роль, но после первых же сцен режиссер предложил Брюсу главную роль. К тому времени Брюс уже понял, что единственный реальный путь популяризации его искусства борьбы лежит через экран. И, пожалуй, только энтузиазмом Брюса и можно объяснить, что фильм был доведен до конца. Снималась картина практически без сценария, а режиссер Ло Вэй, ветеран китайского кино, не терпел ни советов, ни критики. В ужасных съемочных условиях Брюс похудел на пять килограммов, ссадины, полученные им при выполнении приемов, воспалялись и долго не заживали, беспокоила и старая травма спины. Но, несмотря на все это и непрекращающиеся конфликты с режиссером, Брюс работал самоотверж!
енно. Ему, в частности, принадлежала идея снимать длинные эпизоды поединков неподвижной камерой с одной точки - так яснее было, что бои проводятся «живьем», без трюков и дублеров. Тогда же Брюс приобретает небольшую квартиру на Ман Ван Роад, 2. Его брат, - Ву Нган, - женится и тоже поселяется со своей женой в этой квартирке. Сын Брюса - Брэндон начинает посещать колледж «Ла Салль», где когда-то учился и сам Брюс.
Фильм «Большой Босс» завоевал огромный успех у зрителей. Он принес 3,5 миллиона гонконгских долларов только за первые 19 дней проката. Затем он побил все известные до этого времени рекорды как в самом Китае, так и в таких городах, как Рим, Бейрут, Буэнос-Айрес. Все то, о чем мечтал Брюс, все, в чем он уверял своих друзей и знакомых, все то, что он намеревался сделать, — все то теперь было достигнуто или, по крайней мере, находилось в каком-то шаге от цели.
1972: Огромный отклик у зрителей получил его новый фильм «Кулак ярости», известный также под названием «Китайский связной». Этот фильм побил все известные ранее рекорды, даже тот, который был установлен фильмом «Большой Босс». За тринадцать дней он перекрыл рекорд «Большой Босса» — 3,5 миллиона долларов и уже приблизился к 4 миллионам. Техника Брюса была еще более смертоносной, чем в «Большой Боссе», более драматичной, и у зрителей порой кровь стыла кровь в жилах. Его боевой крик, словно крик разгневанного леопарда или пантеры, холодил кровь. Его удары ногами и прыжки были еще более драматичными, чем раньше. Брюс также впервые использовал в фильме нунчаки, чья смертоносная эффективность была продемонстрирована им во всей красе. Его второй фильм сделал Брюса, пожалуй, одним из самых желанных (особенно для продюсеров) актеров в мире шоу-бизнеса. В ночь премьеры в Гонконге так много почитателей его таланта ринулись в кинотеатр, что огромный поток машин вынужден был оста!
новиться, безнадежно рыча, в результате чего демонстрацию фильма пришлось приостановить на неделю, а за это время дорожные службы перевели поток машин на другие улицы. По окончании работы над «Большой Боссом» и «Кулаком ярости» Брюса больше не связывал никакой контракт. Успех «Большой Босса» и «Кулака ярости» еще раз убедил Брюса в том, что он должен создать картину, которая сможет заслужить признание общественности и одновременно заставит еще больше уважать мир боевых искусств.
Брюс настаивает на том, чтобы сценарий нового фильма соответствовал голливудским стандартам, однако когда он делает свои предложения к сценарию «Желтого тигра», а Ло Вей отказывается, то это окончательно рассоривает Брюса с режиссером. Это подталкивает Ли к созданию совместно с Раймондом Чоу собственной киностудии «Конкорд филм». В этом же году Брюс приступает к съемкам фильма «Путь дракона». Брюс делал фильм едва ли не в одиночку, выступая в качестве директора, режиссера, исполнителя главной роли и постановщика боевых сцен. Также для участия в этом фильме он пригласил с собой в Италию и Гонконг чемпионов США по каратэ Чака Норриса и Боба Уолла. Фильм был снят в Риме, а самая захватывающая сцена — в обители древних гладиаторов — Колизее. В течение двух недель все то, что планировалось отснять в Риме, было отснято, и вся группа вернулась в Гонконг работать дальше. Постановка драк была привилегией и специальностью Брюса. Он хотел быть только совершенным. Вначале каждая драка п!
ланировалась на бумаге, каждое движение под каждым углом зрения. Так, например, только его последняя большая дуэль с Чаком Норрисом потребовала двадцать страниц инструкций. Он контролировал полностью всю работу над фильмом, ни одна деталь не ускользала от его внимания — дублирование, устройство декораций, выбор костюмов и т. д., и в заключение, он редактировал и монтировал фильм. В итоге фильм «Путь Дракона» перекрыл рубеж 5 млн. долларов.
Брюс начал работу над следующим своим фильмом — «Игра смерти», в котором он хотел собрать лучших мировых специалистов по боевым искусствам. В отличие от «Пути Дракона», ориентированного, по словам Ли, в основном на китайскую публику, на этот раз Брюс хотел сделать фильм международного класса. Он не слишком прислушивался к мнению тех, кто считал дурным знаком включать в заглавие фильма слово «смерть»: китайцы суеверны во всех сферах жизни и особенно в том, что связано с переходом в мир иной. Брюс пригласил сниматься вместе с ним в фильме его друга и ученика Карим Абдул Джабарра, — звезду американского профессионального баскетбола, и Денни Инносанто. Его друг Дэнни Иносанто в интервью одному американскому изданию говорил, что главным замыслом Брюса было утвердить идею, лежащую в основе его Джит Кун До: подлинный мастер выше любой традиции. Рабочие записи Брюса и некоторые его высказывания позволяют восстановить примерную схему задуманного им фильма. Действие происходит на ост!
рове. На верхнем этаже храма-пагоды находится похищенное сокровище. Путь к нему охраняют мастера разных боевых стилей. На первом этаже соискателей сокровища должен остановить каратэка, на роль которого Брюс, по-видимому, хотел пригласить Боло Янг-Цзе. Второй этаж стережет специалист в области борьбы Хапкидо, в фильме — обладатель седьмого Дана Чи Хон Джой. Третий этаж опекает эксперт по Кунг-фу, четвертым заведует мастер борьбы Эскрима, роль которого исполнил старый знакомый Брюса Дэн Иносанто. Последовательно преодолевая всех этих носителей традиций, герой (разумеется, в исполнении самого Брюса!) добирается до этажа, где его встречает «мастер без традиций», свободный боец, как таковой. Эту роль должен был исполнить Абдул-Джабар. Брюс решил, что трудно придумать что-либо более интригующее для зрителей, чем его схватка с противником, который почти на два фута выше его самого. Абдул-Джаббар был фигурой колоритной: он имел рост 7 футов 2 дюйма (около 220 см), в то время как сам!
Брюс был ростом всего 5 футов 6 дюймов (около 168 см). Карим!
с большим энтузиазмом откликнулся на это предложение, и в течение недели они придумали и отсняли одну из наиболее фантастических, наиболее прекрасных схваток, какие когда-либо были отсняты. Когда Брюс отснял сцены с драками, в его голове были еще только смутные наброски будущего сценария. Он предполагал, что в течение нескольких месяцев он сможет его доработать.
1972: Умирает брат Брюса – Джеймс.
1972: Голливуд, наконец, спохватился. Фирма «Уорнер Бразерс» предложила ему участие в съемках фильма «Выход дракона». В картине должны были сниматься известный в Голливуде атлет Джон Сэксон, Джим Келли — чемпион мира по каратэ 1971 года, Боб Уолл—чемпион США 1970 года по профессиональному каратэ, Питер Арчер — чемпион национальной федерации каратэ, Янг Цзе — чемпион Юго-Восточной Азии по стилю Шотокан и Анджела Маойинь, известная как «Леди Каратэ». Брюс согласился, помимо ансамбля звезд и высокого гонорара его привлекла также и возможность самостоятельной постановки всех батальных сцен в европейском фильме.
1973, зима: В феврале 1973 года Фред Хеллер, директор фильма Роберт Клос, Джон Сэксон, Джим Келли, прекрасная актриса Анна Капри и Боб Уолл (исполнивший роль 0'Харры) приехали в Гонконг, где в течение тринадцати недель изнурительной работы они отсняли фильм. Многих членов этой группы Гонконг потряс. Джим Келли был удивлен исключительно высокой преступностью, и особенно жестокостью молодежных банд. Банды, которые здесь называют «триадами», до крайности жестокие и злобные. Во время работы над фильмом произошло три ужасных инцидента, нанесших Брюсу не только физические, но и психологические травмы. Каждый из них, взятый в отдельности, были не более чем тривиальным, но в сумме они вряд ли помогли Брюсу. Первый произошел тогда, когда он сильно поранил свою руку во время съемок драки с Бобом Уоллом. При постановке драки с Бобом Уоллом, Брюс должен был двигаться с исключительной осторожностью и точностью, так как Боб Уолл держал в руках две бутылки с отколотым дном. Бутылок!
из безопасного стекла в то время в Гонконге еще не умели производить, и острые края настоящего стекла представляли реальную опасность, избежать которой позволяла лишь филигранная техника работы Брюса. К несчастью, во время одного из дублей Брюс нанес удар настолько быстро, что у Боба не было достаточно времени, чтобы отпустить бутылки. Голый кулак Брюса врезался в зазубренные осколки горлышка бутылки, и кровь хлынула из ужасных ран. Прошла неделя, прежде чем он снова смог приступить к работе. В другой сцене Брюс должен был схватить кобру. Ко всеобщему ужасу кобра укусила его. К счастью, у нее предварительно был забран яд, тем не менее, для Брюса это был не слишком приятный опыт. Вдобавок ко всем другим неприятностям, были также неизбежные стычки с мастерами, в том числе и с участвующими в съемках фильма. Происходили постоянные визиты мастеров, бросающих вызов Брюсу. Многие газетчики развлекали себя и толпу тем, что стравливали Брюса с теми, кто вызывал его на поединок. В то!
м случае, если он отказывался, те же газетчики начинали издев!
аться над ним. В действительности он никогда не мог быть в выигрыше. Если он принимал вызов, то его обвиняли в кровожадности, если отказывался, то говорили, что он позер. Таким образом, как бы он ни поступал, это всегда становилось «желанной историей» для прессы. Фильм предполагалось отснять за четыре недели, но потребовалось на это десять недель.
1973, апрель: К концу апреля 1973 года Брюс более или менее решил для себя, что он вскоре вернется жить в Америку, где жизнь была менее напряженной и было больше возможностей. А раза два в год, возможно, будет возвращаться в Гонконг и делать здесь свои фильмы, так как в Гонконге ему было легче все контролировать, там его авторитет был выше, а следовательно, у него было больше свободы в процессе работы над фильмами. Фантастические предложения сыпались на него со всех сторон, как из рога изобилия. Тем временем, ожидая реакции публики на «Остров Дракона», он уже работал над сценарием фильма «Игра смерти», намереваясь закончить его, а уже затем принимать какое-либо предложение.
1973, май 10: В этот день Брюс работал на студии «Голден Харвест» на Хаммер Хилл Роад. Он был занят озвучиванием последних кусков «Острова», когда вдруг ему резко сделалось плохо. Брюс пережил как бы генеральную репетицию собственной смерти — он внезапно потерял сознание, дыхание его нарушилось, все тело сотрясали судороги. Он буквально задыхался. Глаза его были приоткрыты, но ни на что не реагировали. Через некоторое время он очнулся.
Было проведено полное обследование в Лос-Анджелесе у лучших врачей Америки. Они не обнаружили ничего, что не соответствовало бы функциям здорового мозга. Др. Лэнгфорд говорил, что Брюс пострадал от отека мозга, т. е. увеличился объем жидкости, находящейся в черепе, что привело, естественно, к увеличению давления этой жидкости на мозг. Больше никаких повреждений не удалось обнаружить во всем организме Брюса. Напротив, ему сказали, что состояние его организма соответствует организму восемнадцатилетнего юноши. В конце концов, врачи решили, что Брюс пострадал от конвульсий неясного происхождения. Обычным лечением в таких случаях является применение предписанных врачом медикаментов, которые немного снижают активность деятельности мозга (успокаивают).
1973, июль 10: В этот день Брюс был на студии «Голден Харвест» и обсуждал сценарий фильма «Игра смерти» с Раймондом Чоу, когда вдруг услышал, что в соседней комнате находится Ло Вей. В течение долгого времени (начиная с его первого фильма в Бангкоке) Брюс и Ло Вей постоянно грызлись друг с другом. Брюс считал, что директор слишком тщеславный и эгоистичный человек, думающий лишь о том, как бы получше «попользоваться» актерами. Для Брюса в этом имени суммировались почти все недостатки китайских фильмов и Брюс мгновенно взорвался и побежал в комнату, где достаточно громко выложил Ло Вей все, что думал о нем. Удовлетворенный тем, что он выплеснул на него все свои чувства, Брюс вернулся в контору к Раймонду. Казалось, что инцидент исчерпан, но тут явилась жена Ло Вей, и атмосфера начала вновь накаляться. К тому времени, когда голоса их достигли самых гневных тонов, вокруг них собралась значительная толпа. Миссис Ло ушла к своему мужу, оставив Брюса кипящим от гнева и отча!
яния. При нормальных условиях он быстро бы успокоился. Но вместо этого он вновь ворвался в съемочную комнату и поделился с Ло Вей еще кое-какими своими соображениями о нем. Директор обвинил Брюса в том, что тот ему угрожал физической расправой — абсурдное обвинение, конечно, но одно из тех, которые, как правило, завоевывают сочувствие у публики. Была вызвана полиция, явившаяся в сопровождении толпы журналистов. Ло Вей потребовал, чтобы Брюс подписал бумагу, в которой тот должен был гарантировать непричинение вреда Ло Вей. Брюс, отчасти шокированный и расстроенный случившимся, а также пытаясь побыстрее удалить журналистов из помещения, согласился подписать такую бумагу. Позже он «рвал на себе волосы» из-за этого, так как случись что с Ло Вей, Брюсу всегда могли бы инкриминировать этот документ. Если бы Ло Вей был молодым мужчиной, то взрывной темперамент Брюса мог бы найти выход в драке с ним, но сама мысль о том, что он мог бы ударить и покалечить старого человека, лежит за !
пределами вероятности. Брюса попросили прийти на гонконгское !
телевидение, где снова этот инцидент стал предметом обсуждений. Пытаясь показать, насколько абсурдным является предположение некоторых репортеров о том, что Брюс пытался использовать против Ло Вей оружие, он решил продемонстрировать простой толчок плечом на одном из журналистов, предложив ему быть его ассистентом, тот сразу согласился. Брюс применил лишь малую долю той силы, на которую был способен, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы зрителям показались его действия чрезвычайно жестокими. На следующее утро газеты, жаждущие сенсаций, подали весь инцидент в крупных заголовках.
1973, июль 20: С 2-х до 4-х часов дня Брюс и Раймонд Чоу работали над черновым вариантом «Игры смерти» с тем, чтобы показать его в тот вечер Джорджу Лезенби. Бетти Тинг Пей исполняла в этом фильме одну из главных ролей, и где-то около четырех часов дня мужчины поехали к ней на квартиру обговорить детали предстоящей встречи с Лезенби. На квартиру Бетти Брюс приехал в совершенно нормальном состоянии. Втроем они засели за сценарий, отрабатывая детали. Позже Брюс пожаловался на головную боль, Бетти дала ему таблетку эквиагезика (сорт аспирина), в свое время Бетти прописал их ее личный доктор. Кроме этого Брюс не принял ничего за исключением нескольких легких коктейлей. Около половины восьмого вечера, когда Раймонд Чоу начал собираться в ресторан на встречу с Лезенби, Брюс снова пожаловался на то, что чувствует себя неважно и пошел в спальню, где вскоре заснул – и не проснулся. Его поклонники (на похороны пришло больше двадцати пяти тысяч человек) чуть было не сжили со св!
ета бедняжку Бетти. А она между тем была ни при чем - интрижки не интересовали Брюса Ли, жену он оставлял лишь ради кино и кунг-фу. После того, как стало известно о том, что Брюс умер, пресса словно взбесилась. Со всех сторон стали появляться всевозможные дичайшие теории и слухи, касающиеся его смерти. Говорили, что до него наконец добралась Триада, что завидующий ему шифу убил его "смертельным касанием", что его погубили наркотики, что на самом деле он не умер, а скрылся неизвестно куда...Результаты вскрытия не уменьшили, а скорее, напротив, увеличили количество кривотолков, касающихся смерти Брюса. Следы то ли от каннабиса, то ли от марихуаны были обнаружены в желудке Брюса. Газеты немедленно разнесли по городу мысль о том, что Брюс был наркоманом и принимал наркотики с тем, чтобы помочь себе достичь таких экстраординарных результатов. Он скончался, не дожив до 33 лет. Вскрытие установило отек мозга, происшедший из-за редкой чувствительности организма «самого здорового чел!
овека в мире» к компонентам таблетки от головной боли.
1973, июль 25: Официальная церемония похорон Брюса Ли в Гонконге была проведена для его друзей и поклонников, которых собралось более 25 тысяч человек. Брюсу был одет в китайский костюм, в котором он снимался в «Острове Дракона», он любил его и часто надевал, потому что чувствовал себя в нем очень уютно. Похороны вылились в настоящую демонстрацию, на которой молодые девушки давали обет безбрачия, и было даже несколько самоубийств. А на городском кладбище появилась плита с надписью на английском и китайском языках: «Брюс Ли. Основатель Джит Кун До». Дома, в Гонконге, был создан музей, в котором и сегодня можно увидеть посмертную маску Ли и его личные вещи.
1973, июль 30: Вторая официальная церемония похорон Брюса Ли, где его тело было предано земле. Брюс был похоронен в Сиэтле на кладбище «Лейк Вью», находящемся на берегу озера Вашингтон, которое он очень хорошо знал и любил. Похороны в Сиэтле прошли намного тише и спокойнее. Собралось около двухсот друзей и родственников. Среди них были Стив Макквин, Джеймс Кобурн, Дэнни Иносанто, Таки Кимура и брат Брюса – Роберт Ли.
1973, август: Премьера фильма «Остров дракона». Брюс умер раньше, чем «Остров Дракона» появился на экранах кинотеатров. В действительности Брюс сам не подозревал какой прекрасной будет картина. Определенно, что и «Уорнер Бразерс» были поражены. «Выход дракона» лидирует по популярности во всем мире. Он обгоняет по популярности все фильмы этого года. В фильм было вложено всего 500 тысяч долларов, он принес на этот момент более 300 миллионов долларов.