Ушу-саньда (Саньшоу) как вид спорта родился на основе многовековых традиций китайских боевых искусств и за короткое время получил признание в более чем 70 странах мира, в том числе и в России.
УШУ-Саньда отличается от других спортивных видов тем, что это единоборство в системе полного контакта, объединяющее в себе бросковую и ударную технику, а также защитные действия. Разрешается использовать приемы и удары любой школы и любого стиля, нельзя только бить в места, запрещенные правилами. В таких поединках не только оттачивается техника и совершенствуется мастерство, но и укрепляется здоровье, а также вырабатываются такие замечательные качества, как смекалка, ловкость, решительность.
УШУ-Саньда: история поединков в Китае
Китайское слово "саньда" означает в буквальном переводе "неканонизированные удары" или "свободные удары". Смысл этого выражения в следующем. Когда человек изучает боевые искусства, то вначале он отрабатывает приемы в одиночку, "в воздух". Это могут быть как отдельные упражнения, так и комплексы формальных упражнений, которые по-китайски называются "таолу". После освоения формы движений, их отрабатывают в парах. В каждом стиле ушу существуют свои наборы парных комплексов, которые называются "дуйлянь". Слово "дуй" означает "быть напротив чего-либо", в качестве производного значения - "быть парным чему-либо"; слово "лянь" означает "тренироваться". Таким образом "дуйлянь" - это "тренировка в паре".
В комплексах-дуйлянь все движения всех участвующих (комплекс может предназначаться для троих и даже более человек) расписаны заранее. Это позволяет научиться правильно рассчитывать ритмику движений в приемах, применять их в нужный момент, в нужный момент прилагать силу. Однако чтобы применять приемы в реальном бою, нужно уметь правильно реагировать на неожиданно возникающую ситуацию. Именно для этого и служит саньда, когда участники применяют любые приемы, когда нет заранее предписанных действий. Поэтому, когда нет смысла придерживаться особой точности, слово "саньда" обычно переводят как "свободный бой".
Китайцы много дрались во все времена. Уже в документах периода "Вёсен и Осеней" (так называют исторический период, когда была написана летопись "Вёсны и Осени", приписываемая Кофуцию; VI--III века до нашей эры) имеется много упоминаний о "сянбо" ("сян" - "взаимный", "друг другу"; "бо" - "драться"). В 1975 году во время раскопок на горе Фэнхуаньшань в могиле времен династии Цинь (221--206гг. до н.э.) был найден гребень, на изогнутой спинке которого было цветное изображение людей, ведущих схватку на помосте. Имеются изображения схваток на всех фресках Ханьского периода (династия Хань правила с 206 года до н.э. по 220 год нашей эры).
В текстах VI--X веков имеется много упоминаний о схватках "шоубо" ("рукопашная схватка") и "цзюэли" ("соизмерение сил") или "цзюэди" ("схватка"). Вот пример подобного текста: "Император династии Поздняя Тан (923--936) Чжуан-цзун был очень энергичен, очень любил как смотреть цзюэди, так и участвовать. Однажды решил победить в поединке Мэнь Гуаня, но вначале уговорился с чиновником, что тот не будет слишком уж поддаваться. Мэнь Гуань отступал четыре раза, но, как говорят, будучи опрокинутым ударом и скрученным, он ударил рукой и повалил императора, получил за это округ Ю и звание цзедуши". Из текста видно, что в схватках применялись как удары, так и борцовские приемы.
По текстам можно выделить следующие общие черты традиции публичных поединков того времени: поединки происходили на квадратном помосте (что вообще стало характерной чертой публичных поединков в Китае во все последующие времена), не было деления по весовым категориям, не было защитных приспособлений, использовались любые приемы, победитель получал ценный приз.
При династии Сун (960--1279) рукопашный бой был введен в качестве средства физического воспитания в армии, и в столичной канцелярии обороны государства был сооружен специальный помост для поединков, называемый "лэйтай" (таким термином обозначают как сам помост, так и поединки на этом помосте). Померяться силами туда съезжались бойцы со всех уголков страны. Правилами запрещались "недостаточные захваты", "стягивание штанов". Разрешалось использование ударов и бросков, "использовать ножное резание" (то есть проводить приемы в падении, типа самбистских "ножниц"). Победителям вручались знамена, серебряные чарки, парчовые халаты, скакуны и т.п.
Династия Мин (1368--1944) вошла в историю как "золотой век ушу", и лэйтай в то время были очень популярны. На колоннах по обе стороны помоста для подогревания атмосферы вешались парные надписи, вроде "удар кулака свирепого тигра из южных гор" и "удар ноги водяного дракона из северных морей". Чтобы не было споров о том, кто победил, перед началом боя оба участника подписывали документ о жизни и смерти, без подписания такого документа никто к боям на помосте не допускался.
В годы правления маньчжурской династии Цин (1644--1911) лэйтай широко распространились в народе. Во время какого-нибудь деревенского праздника, к примеру, организаторы могли сколотить помост на открытом месте и принимали вызовы от всех желающих. Никаких допусков, предварительной регистрации и т.п. не было, от бойца требовалось только громко объявить, кто он и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника саньда была вполне в порядке вещей, поэтому рисковали выходить на помост лишь очень уверенные в своем мастерстве люди. Широкое распространение поединков на помосте свидетельствует о высоком уровне рукопашного боя того времени.
В 1911 году в Китае произошла буржуазная революция. Как это бывает после всех революций, начали производить перемены. Китайские боевые искусства стали обозначать термином "гошу" ("национальное искусство"), и при поддержке богатых спонсоров (в том числе и членов правительства) в 1928 году в Нанкине (который тогда был столицей Китая) был открыт Центральный институт гошу. Чтобы привлечь внимание, набрать квалифицированных преподавателей и завлечь студентов, в Нанкине были устроены поединки на помосте всекитайского масштаба. Перед этим долгое время специальные люди ездили по разным провинциям Китая и приглашали известных мастеров. Эти поединки были названы "гошу гокао" ("государственные испытания по гошу"). Шли они десять дней. Бои проходили на прямоугольной площадке, разрешались любые приемы, кроме ударов в глаза, горло и пах. Требовалось победить в двух из трех раундов, однако раунды не были ограничены по времени.
В 1933 году Центральный институт гошу провел вторые "гошу гокао". Было ясно, что смертельные поединки проводить нельзя, однако правила могли ограничить реалистичность боев. Было решено запретить "смертельные удары по точкам" (ибо удачное применение нежелательно, а эффективность имитации удостоверить невозможно), все остальное (вплоть до захватов за волосы) разрешалось. Помимо рукопашного боя, проводились отдельные состязания по китайской борьбе шуайцзяо, европейскому боксу, поединкам на длинном и коротком оружии. Участвовали представители большинства провинций и крупных городов Китая, в иных делегациях число представителей превышало сотню человек. Однако далеко не все были мастерами, и столь свободные правила поединков заставляли думать прежде всего о собственной безопасности, в результате чего в большинстве поединков участники не осмеливались атаковать, а только уклонялись. Газеты того времени оценили это так: "Соревнования по гошу достигли уровня петушиных боев".
Чтобы увидеть истинный облик боевых искусств в 1929 году в Чжэцзянском провинциальном институте гошу было проведено "Общее собрание неформального гошу". В нем приняло участие 545 человек, прошедших серьезный отбор и представлявших 12 провинций и 4 крупных города; из них 125 человек участвовало в поединках. Для участия в этих состязаниях была необходима рекомендация. Если после просмотра исполнения комплекса формальных упражнений возникали серьезные сомнения в соответствии рекомендации истинному уровню, то человека старались отговорить от участия в поединках. Бойцовский помост был высотой 1,3 метра, длиной 20 метров и шириной 18,6 метра. Правила поединков изобиловали дырами, их приходилось корректировать прямо по ходу боев. В конце-концов было решено, что "кулак и стопа одинакого равноправны, можно бить во все части тела".
В 1933 году в Нанкине состоялось "Всекитайское спортивное общее собрание", где попытались провести поединки по-новому - в защитном снаряжении (использовались бейсбольные нагрудники и средства защиты ног из футбола), запрещались удары в голову и в пах, контроль времени по-прежнему отсутствовал. В результате схватки стали напоминать борьбу, некоторые бои шли больше часа. Газеты того времени критически замечали: "Бои по гошу стали похожи на корриду".
Стало ясно, что западный путь развития боевых искусств, то есть создание систем правил и организации соревнований, является тупиковым: стремление к безопасности участников снижает реалистичность боя, и приемы, эффективные в реальном бою, становятся бесполезными для победы в поединке по правилам.
После установления в Китае власти коммунистической партии власти постарались вообще вытравить из памяти то, что ушу - это искусство БОЯ. Развивалась гимнастика - ушу, основанная на исполнении комплексов, приемам саньда учили только некоторые старые мастера, рискуя (особенно в годы Великой культурной революции) попасть под пресс государственной машины.
В 1979 году Госкомспорт КНР принял решение разработать новую форму соревнований по ушу - поединки - саньшоу. В рекламных целях, чтобы сделать вид, что это возрождение старых традиций ушу, их часто называли саньда или лэйтай. Старых мастеров это возмутило: они прекрасно помнили, к чему привели попытки поединков по правилам в 1930-х годах. Однако выросло уже несколько поколений, которые не видели настоящего саньда, и они принимали официальную версию за чистую монету. В результате во многих странах, в том числе и в России, под "саньда" зачастую понимают именно официальный государственный "китайский кикбоксинг с бросками", а не абсолютно свободный бой, как это было в ушу всегда.
УШУ-Саньда: исторические сведения
Ушу-саньда (Саньшоу) как вид спорта родился на основе многове-ковых традиций китайских боевых искусств и за короткое время получил признание в более чем 70 странах мира, в том числе и в России.
Первый экспериментальный международный турнир по Ушу-Саньда состоялся в Пекине в 1989 году, где также приняли участие спортсмены из нашей страны, в лице клуба "Звезда" с Дальнего Востока.
Первый Всесоюзный судейский семинар по Ушу-Саньда в нашей стране состоялся в августе 1990 года в г.Махачкале под руководством профессора Ся Бай Хуа, заведующего кафедрой теории ушу Академии Ушу Китая, автора учебников по Саньда. В рамках семинара состоялась матчевая встреча команд Дагестана/Хабаровска и Златоуста.
1-й чемпионат СССР состоялся в г.Омске в ноябре 1990 года.
Первый официальный международный турнир состоялся в феврале 1991 года в Пекине. Сборная команда СССР прибыла на турнир с опозданием, заняла два третьих места.
1-й чемпионат Мира проводился в Пекине в октябре 1991года. Четверо россиян в составе сборной команды СССР приняли участие на со-ревнованиях, двое из которых стали чемпионами Мира.
В апреле 1992 года в Лондоне состоялся4-й Чемпионат Европы, сборная команда России по техническим причинам не попала на сорев-нования .
В апреле 1993 года в Москве состоялся Первый Кубок Европы, где семеро россиян стали его обладателями.
II-ой чемпионат Мира проводился в Куала-Лумпуре (Малайзия) в ноябре 1993 года, пятеро россиян завоевали золотые медали и титулы чемпионов мира.
В сентябре 1994 года в Мюнхене шестеро россиян становятся чемпионами Европы на 5- м чемпионате Европы.
В августе 1995 года в Балтиморе (США) четверо россиян становятся чемпионами Мира на 111-м чемпионате Мира.
6-й чемпионат Европы состоялся в ноябре 1996 года в Италии, где четверо россиян завоевали высшие награды.
До 1996 года в нашей стране Саньда развивался в рамках Федерации Ушу России.
31 марта 1996 года в Москве состоялась конференция, на которой принято решение о выделении ушу-саньда в самостоятельную Федерацию.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ПОЕДИНКАМ УШУ (САНЬДА)
Порядок соревнований:
Соревнования проводятся по круговой системе (способу), с выбыванием после первого поражения, с выбыванием после двух поражений. В соревнованиях, проводимых по системе с выбыванием после первого поражения, для определения третьего места проводятся дополнительные поединки между проигравшими в полуфинале. Первое место присуждается за победу в двух раундах из трех. Каждый раунд длится две минуты чистого времени. Перерыв между раундами - одна минута.
Спортивная форма и экипировка.
Для участия в соревнованиях спортсмены должны иметь шлем установленного образца, капу, нагрудный защитный жилет, защитные приспособления для голени, раковину (пояс-бандаж) и боксерские перчатки. Цвета защитных приспособлений должны быть красные или синие.
Спортсмен должен выступать без обуви, в трусах и майке одного цвета без рисунков.
Вес перчаток: 227 гр. (8 унций) для спортсменов до 65 кг включительно, 284 гр. (10 унций) для спортсменов 70 кг и более.
Запрещается.
Нанесение ударов по задней части головы (затылок), шее, горлу, промежности (пах).
Нанесение ударов головой, локтем или коленом.
Непрерывная (серийная) атака в голову противника.
Принуждение соперника к использованию атаки сзади.
Опрокидывание соперника на голову.
Атака упавшего соперника (за исключением случаев, когда соперник применил падение как способ противоборства).
Применять захват соперника свыше 2 секунд, за исключением защитного (оборонительного) захвата ног и защиты против падения.
(по материалам сайта http://chelushu.narod.ru)
ФОТОГАЛЕРЕЯ
КЛУБЫ
ул. Кавалергардская, д. 9, шк. 154
(м. "Чернышевская", рядом с Таврическим парком).
Вторник: 18.30-20.30, 20.45-22.45;
Четверг: 18.30-20.30, 20.30-22.30;
Воскресенье: 10.30-12.30;
Суббота: 17.30-20.30 - мастер-класс.